Сокращение производства легковых автомобилей в России в 2015 году составит 18-20%, грузовых – 20-25%, говорится в подготовленном Минэкономразвития мониторинге развития секторов российской экономики за апрель 2015 года.
Как пишет агентство «Прайм», продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в апреле в России сократились на 41,5% и составили 132456 машин, свидетельствуют данные статистики АЕБ. Всего в январе-апреле 2015 года в России было продано 516135 автомобилей, что соответствует падению продаж на 37,7%. Ассоциация прогнозирует падение продаж новых легковых машин и LCV в России в 2015 году на 24,2% – до 1,89 млн единиц.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в начале 2015 года предварительно оценивал падение рынка автопроизводства в 2015 году на уровне 10%. Прогнозы участников рынка и аналитиков менее оптимистичны. Большинство сходится во мнении, что в текущем году будет продано не более 1,5 млн новых легковых машин и LCV. Такой показатель соответствует сокращению рынка на 40% в годовом выражении.
В условиях резкого сокращения внутреннего спроса дополнительным позитивным фактором, сглаживающим отрицательную динамику объемов производства, может стать рост экспортных поставок, говорится в мониторинге МЭР. «По отдельным производителям наблюдается увеличение экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья (АВТОВАЗ – 9,4% к аналогичному периоду 2014 года, КАМАЗ – 20,0%, АЗ «Урал» – 34,7%)», – констатирует МЭР. Вместе с тем высокие барьеры входа на новые рынки и наблюдавшаяся в марте-апреле тенденция укрепления национальной валюты могут в значительной степени осложнить дальнейший рост экспорта автомобильной техники, прогнозирует ведомство.
Ожидаемое снижение ставок по кредитам для физических и юридических лиц в сочетании с реализацией государственных программ поддержки автомобильной промышленности (программы утилизации и обновления автопарка, субсидирование процентных ставок по кредитам на приобретение автомобилей, поддержка лизинга) будет способствовать оживлению на рынке автомобильной техники в третьем – четвертом кварталах текущего года, считает Минэкономразвития.
По данным министерства, за период с начала года в стране произведено 510,2 тысячи автомобилей (-23,6% к аналогичному периоду 2014 года). «Ряд производителей (КАМАЗ, Sollers) перешли на неполную рабочую неделю. Одновременно зафиксирован рост производства на АВТОВАЗе. С начала года объем производства компании увеличился на 13,7%, а ее доля в производстве легковых автомобилей на российском рынке выросла до 30,4%», – отмечается в мониторинге МЭР.
В текущем году можно ожидать значительных структурных изменений в автомобильной отрасли – рост концентрации приведет к укреплению позиций компаний, ориентированных на долгосрочное присутствие на российском автомобильном рынке, говорится в мониторинге. Министерство допускает, что часть игроков может уйти с рынка, как это сделал GM, однако их позиции будут замещены оставшимися производителями.
Снижение курса рубля в сочетании с последовательной поддержкой рынка со стороны государства позволит компаниям отрасли сформировать перспективный задел для импортозамещения. Согласно данным МЭР, эти тенденции уже нашли отражение во внешнеторговой статистике. Сокращение объемов импорта легковых автомобилей в годовом выражении составило 51,8%, грузовых – 45,9%.
«В целях обеспечения устойчивого роста автомобильной промышленности в среднесрочной перспективе потребуется реализация новых инструментов государственного регулирования, связанных прежде всего с поддержкой экспорта и обновлением существующего парка транспортных средств», – подчеркивается в документе министерства.