Три представителя КАМАЗа вошли в совет директоров своего крупного поставщика белебеевского завода Автонормаль (БелЗАН, Башкирия). Это заместитель гендиректора по закупкам КАМАЗа Рустам Шамсутдинов, исполнительный директор РТ-авто (дочка Ростеха) и одновременно один из менеджеров КАМАЗа Юрий Авдеев, а также экс-гендиректор Туймазинского завода автобетоносмесителей (дочка КАМАЗа) Вилсор Халиуллин. Всего в совете, утвержденном в конце марта, семь мест. Его возглавил гендиректор РТ-капитала (структура Ростеха) Виктор Поляков, пишет газета Ведомости.
В 2016 году БелЗАН получил 36 млн рублей чистой прибыли по РСБУ при выручке 4,4 млрд рублей, гласят данные СПАРК-Интерфакса. Предприятие на 99% принадлежит АвтоВАЗагрегату из Тольятти (Самарская обл.), который находится в стадии ликвидации. Тольяттинская компания была признана банкротом после того, как потеряла заказы АВТОВАЗа. Пакет акций БелЗАНа пока не выставлен на торги не завершена его оценка, поясняет конкурсный управляющий АвтоВАЗагрегата Юлия Жаркова.
Вхождение в совет директоров БелЗАНа будет способствовать повышению эффективности взаимодействия между поставщиком и потребителем, а также созданию новой номенклатуры комплектующих для нового модельного ряда КАМАЗа, отмечают на предприятии. Речь идет о машинах, которые будут комплектоваться новыми кабинами, поясняет представитель КАМАЗа: завод по выпуску их каркасов сейчас строится в Татарстане совместно с Daimler (акционер и индустриальный партнер КАМАЗа). Автозавод заинтересован в стабильности поставок и развитии БелЗАНа, ведь это крупнейший в России производитель деталей крепежа, говорит собеседник. По его словам, присутствие в совете директоров позволит быть в курсе происходящего на БелЗАНе и помогать в его управлении. Необходимые для этого компетенции у КАМАЗа есть, заверяет он: помимо собственного производства автокомпонентов автозавод участвует в капитале Тутаевского моторного завода и индустриального парка Мастер, где работают в том числе и поставщики КАМАЗа. По словам участников отрасли, БелЗАН является эксклюзивным поставщиком по ряду технологий, поэтому вхождение менеджеров КАМАЗа в совет директоров является логичным шагом.
Сотрудник одного из российских автоконцернов знает, что вхождение в совет директоров БелЗАНа представителей КАМАЗа было инициативой Ростеха. Госкорпорация владеет долями в КАМАЗе (49,9%), а также АВТОВАЗе (после его рекапитализации будет контролировать блокпакет), которому БелЗАН тоже поставляет компоненты, поэтому заинтересован в том, чтобы у них не было перебоев с поставками комплектующих из-за ситуации вокруг АвтоВАЗагрегата, комментирует топ-менеджер крупной автокомпонентной компании. Он не исключил, что следующим шагом будет вхождение КАМАЗа, Ростеха или их структур в капитал БелЗАНа. Представитель КАМАЗа это не комментирует, а источник, близкий к предприятию, подтверждает, что такая возможность обсуждается, но решения пока нет. О вхождении в капитал пока рано говорить, говорит другой собеседник, близкий к автопроизводителю.Кредитор АвтоВАЗагрегата Новикомбанк (принадлежит Ростеху), в залоге у которого находится пакет акций БелЗАНа, переуступил право требования долга РТ-капиталу, но сделка еще не утверждена арбитражным судом в рамках дела о банкротстве, уточняет Жаркова.