Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк, контролируется ВЭБом) вместе с Группой ГАЗ разрабатывают механизм льготного кредитования покупателей автомобилей группы за рубежом. Об этом газете Ведомости рассказал председатель правления банка Дмитрий Голованов и подтвердил представитель Русских машин (объединяет машиностроительные активы Базового элемента). На первом этапе программа будет запущена в Казахстане и Белоруссии. Здесь спрос на выпущенные в России машины традиционно высок, поэтому реализация проекта именно в этих странах логична и наиболее перспективна, объясняет представитель Росэксимбанка. Программа поддержит экспорт Группы ГАЗ, сделав машины более доступными для конечного потребителя, говорит представитель Русских машин. По его словам, в ней смогут участвовать все модели, однако основные продажи ожидаются в сегменте LCV/LDT. Запуск программы планируется на октябрь-ноябрь, говорит Д.Голованов.
Параметры программы еще не утверждены. В России, например, бюджет компенсирует банкам часть процентной ставки, причем машина должна быть не дороже 1 млн рублей. В 2015 году по госпрограмме было продано 137874 автомобиля (по данным Минпромторга) при общих продажах легковых машин и LCV 1,05 млн шт. (по данным АЕБ).
Разрабатываемый совместно с ГАЗом механизм льготного автокредитования возможен в рамках недавно запущенной в банке программы поддержки высокотехнологичного экспорта, говорит представитель Росэксимбанка. Для программы автокредитования возможна следующая схема: Росэксимбанк будет предоставлять банкам-партнерам кредитные линии (1-3% в валюте), а те, в свою очередь, будут выдавать розничные кредиты по льготной ставке (ее размер непонятен), рассказал Д.Голованов. Автопроизводители, по его словам, могут улучшить цену отгрузки.
Сейчас идут переговоры с банками-партнерами в странах СНГ, говорит Д.Голованов. А вот максимальная цена машин еще не определена. Скорее всего, она будет выше, чем в России, чтобы охватить грузовики и большие автобусы, ведь задача программы поддержка экспорта, считает исполнительный директор агентства АВТОСТАТ Сергей Удалов. Но все будет зависеть от бюджета программы, замечает он. В России на программу в 2015 году выделено 1,5 млрд рублей (обязательства бюджета до 2019 года около 18 млрд рублей).
Мы не исключаем заинтересованности со стороны других автопроизводителей, таких как, например, КАМАЗ или УАЗ, пояснил представитель банка. Мы находимся на стадии переговоров с Росэксимбанком, подтвердил представитель Соллерса (владеет УАЗом). Интерес проявляют КАМАЗ и АВТОВАЗ, говорят источники, близкие к заводам. Пока не взаимодействуем с Росэксимбанком, но планируем рассмотреть эту возможность, сказал представитель ПСМА Рус (выпускает в Калуге автомобили Peugeot, Citroen, Mitsubishi).
Страны Евразийского экономического союза (прежде всего Казахстан) основной экспортный рынок для российских автозаводов благодаря близости, емкости и беспошлинному режиму, напоминает С.Удалов. К примеру, у Ульяновского автозавода на Казахстан и Белоруссию приходится почти 90% зарубежных поставок. Мы рассчитываем сохранять нашу долю продаж в данные страны, чему, безусловно, должна способствовать программа льготного кредитования, говорит представитель Соллерса.
Программа не только поддержит экспорт, но и увеличит продажи местных официальных дилеров, которые сильно сократились в 2015 году из-за ослабления рубля, считает С.Удалов: жителям этих стран было выгодно приезжать за машинами в Россию. В первом полугодии в Казахстане официальными дилерами было продано 39684 легковых автомобиля (по данным АКАБ), а зарегистрировано 8460 шт., по оценке Автостата.
Если программа окажется востребованной в Казахстане и Белоруссии, то будут рассмотрены и страны дальнего зарубежья, говорит представитель Росэксимбанка. По данным источников, среди других мер господдержки, на которые рассчитывают российские автопроизводители, субсидирование части логистических расходов и затрат на зарубежных рынках, в том числе на сертификацию.
Между тем, по итогам 2015 года экспорт Группы ГАЗ может вырасти почти на 50%, КАМАЗа примерно на 10%, АВТОВАЗа на 40% или вовсе удвоиться, сообщали компании. Экспорт иномарок российского производства может вырасти на 50-60%, по прогнозу ГК Автоспеццентр.