• Виктор
  • Статьи
  • 2 мин. чтения

Как появился советский грузовик ЗИС-5?

Автомобильная промышленность зародилась в СССР в конце 20-х годов ХХ столетия. До этого времени советский автопарк представлял собой довольно разношёрстное зрелище. Тут были автомобили совершенно разных производителей, и самым сложным являлись их ремонт и обслуживание. В общем, руководство страны поставило задачу перед отечественной промышленностью — дать стране надёжную и неприхотливую машину широкого применения. Желательно, не одну модель.

Фото: ru.wikipedia.org

Как известно, вскоре появился грузовик серии АМО, прототипом для которого был американский грузовик «Форд».

Полностью советским грузовиком стал ЗИС-5, который проектировался как надёжная машина, простая в производстве и ремонте. Главным конструктором этой машины выступил инженер Е. И. Важинский.

Интересный факт из истории автомобиля — что грузовик ЗИС-5 стал выпускаться сразу, без опытного образца. Важинский использовал в своём детище простые и проверенные детали, поэтому решил не тратить времени на испытания автомобиля.

Расчёт оказался верным. ЗИС-5 встал на конвейер 1 октября 1933 года, и вскоре первые машины отправились к потребителям.

Новый советский грузовик был рассчитан на перевозку грузов весом до трёх тонн. Кабина у машины была деревянной, обшитой жестью. Для амортизации при езде использовали полуэллиптические рессоры, а двигатель был по нынешним меркам весьма слаб — всего 73 лошадиных силы. Но для своего времени автомобиль оказался весьма успешным.

Разумеется, грузовики ЗИС-5 стали отправлять и в армию. К июню 1941 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии насчитывалось 104 тысячи трёхтонных грузовиков ЗИС-5.

Советские бойцы на грузовиках ЗиС-5 из Москвы отправляются на фронт
Фото: Наум Грановский, warallbum.ru

С началом военных действий почти все гражданские ЗИС-5 приспособили для нужд фронта либо эвакуации. На передовой описываемые советские грузовики использовались для переброски пехоты, боеприпасов, а также как тягачи для орудий.

Однако с приближением гитлеровских частей к Москве Государственный Комитет Обороны принял решение остановить московский завод и эвакуировать его в глубокий тыл.

15 октября 1941 года производство грузовиков ЗИС в Москве прекратилось, а вскоре всё заводское оборудование перевезли в Ульяновск, Челябинск, Миасс и Шадринск. Для этого потребовалось в общей сложности 7708 вагонов!

Производство грузовиков ЗИС в Москве возобновилось лишь в июне 1942 года. Но к этому моменту ценой напряжённых усилий в Ульяновске уже был построен автомобильный завод, который ещё в феврале 1942 года приступил к сборке столь нужных для фронта грузовиков.

Добавьте к этому и завод в Миассе, который также в феврале 1942 года удалось достроить и загрузить выпуском грузовиков.

А двигатели и коробки передач для этих трёх заводов стал изготавливать Челябинский автозавод. В общем, наша промышленность даже с поправкой на эвакуационные мероприятия показала себя с лучшей стороны.

Сборка бортового трехтонного грузовика универсального назначения ЗИС-5 В (завод имени Сталина, военный) на советском заводе
Фото: warallbum.ru

Нужно пояснить, что с учётом условий военного времени и сложностей с ремонтом грузовики ЗИС-5 стали выпускать в несколько упрощённом варианте. Эта модификация именовалась ЗИС-5 В.

Так, в ЗИС-5 В фара была всего одна — слева. Кабина водителя теперь не обшивалась железом, а обивалась деревом. Откидным был только задний борт. Крылья над передними колёсами стали плоскими (ранее они были закруглёнными), рулевое колесо получило деревянную обкладку, а тормоза действовали только на задние (сдвоенные) колёса.

Понятное дело, двигатель и трансмиссию не стали упрощать или минимизировать. Все изменения в грузовике коснулись лишь внешних, так сказать, второстепенных моментов.

Интересно, что немецкие солдаты иногда захватывали наши грузовики и после их изучения довольно высоко оценивали простоту и проходимость советских машин.

Советские войска на марше. По обочинам дороги движется пехота, в центре — грузовик ЗиС-5В
Фото: Аркадий Шайхет, warallbum.ru

О большом потенциале ЗИС-5 В говорит и тот факт, что в Миассе его выпускали вплоть до 1958 года! При этом местные конструкторы постоянно улучшали свою машину, ведь война уже закончилась, и теперь можно было обстоятельно заниматься доводкой проверенного автомобиля.

Грузовики ЗИС-5 и ЗИС-5 В официально ещё колесили по нашим дорогам до середины 70-х годов. Теперь же эти знаменитые автомобили можно увидеть в кино, либо на военно-исторических выставках, где в прямом смысле можно прикоснуться к легенде автомобилестроения.


Source: https://oaoo.ru/auto/kak-poiavilsia-sovetskii-gryzovik-zis-5.html

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest

Автомобиль: как подготовить его к летним поездкам?

Повозиться на досуге в гараже любят многие автолюбители: проверить работу «дворников», уровень тормозной жидкости, почистить салон, отшлифовать до...

Необычный «растянутый» Audi Q5 в России резко подорожал

В конце декабря в России в продаже появился «растянутый» кроссовер Audi Q5, который производится в Китае и продаётся...

Светодиодные балки для внедорожников. Варианты установки и разновидности

Светодиодная балка – необходимое дополнительное оборудование для внедорожника. И вот почему: штатная оптика, хоть и достаточно честно выполняет...

Porsche Macan 2019 для РФ станет дороже на 200 тысяч

Презентация обновленного Porsche Macan 2019, первые фото которого мы публиковали здесь, состоялась 2 октября текущего года во время...

До 300 км/ч за 15,6 с и уникальная система из пяти моторов. Mercedes-AMG One впервые перепродают публично — машина не имеет пробега

Компания First Motors выставила на продажу в Дубае эксклюзивный гиперкар Mercedes-AMG One, один из ограниченного тиража в 275...

Факты о новом кроссовере года Hyundai Creta

Корейский автоконцерн Hyundai снова решил порадовать своих поклонников автомобилей. Он запускает в производство очередной новый кроссовер Хендай Крета (Грета) ,...

Рейтинг самых проходимых внедорожников

Очевидно, что за последние несколько лет на рынке внедорожников стало намного больше новеньких моделей. Но все же лидерами...

А чем пикап от Исузу хуже других?

Внедорожник Исузу пикап – легендарная модель автомобиля повышенной проходимости, которую выпускает японский производитель Isuzu. За годы своего существования...

Представлены Cadillac CT5-V 2025 и Cadillac CT5-V Blackwing: «механика», V8 с 668 л.с. и 33-дюймовый экран

Cadillac представила в США седаны CT5-V и CT5-V Blackwing образца 2025 модельного года. Автомобили слегка преобразились внешне и...

Daewoo Espero Задняя подвеска Ремонт своими руками

11.2 Проверка и регулировка / Daewoo Espero Проверка и регулировка задней оси (развал и схождение) Развал и схождение...

Как появился «Мустанг» — легендарный автомобиль Америки?

Полное фиаско бренда «Эдсел» во второй половине 1950-х пробило в бюджете корпорации «Форд» огромную финансовую дыру и надолго...

Где взять колёса в аренду?

На первый взгляд кажется, что сервис проката колёс никому не нужен. Однако столкнуться с вопросом «Где взять шины...

Как появился автомобиль «Москвич-412»?

Вот уж тридцать лет нет Советского Союза, а его наследие до сих пор эксплуатируется. В том числе и...

Додж пикап

Додж. Хорошую машину так не назовут. Тем не менее это реально толковый пикап. А изнутри так вообще космический...

В России разыскивают владельца Porsche 918

Представители компании Porsche заявили о том, что единственный в России премиальный суперкар Porsche 918, реализованный в апреле 2015...

Chery продала почти 1,9 млн автомобилей за год, лидируя по экспорту китайских машин уже 21 год подряд

Компания Chery объявила сегодня вечером в своем публичном отчете о том, что в декабре 2023 года она продала...

ВИС пикапы — наша погоня за лидерами

Увидев первый раз на дороге пикапы ВИС ничего кроме «это что за..?» в голову не приходит. Что такого...

Cybertruck по-русски. В России запатентовали ВАЗ-2104 в стилистике Tesla Cybertruck

Довольно неожиданный патент обнаружился в базе Федерального института промышленной собственности: честное лицо из Курска запатентовало новое исполнение вазовской...

Ремонт муфты включения полного привода Hyundai Tucson и KIA Sportage

Многие считают, что автомобиль с полным приводом предназначен для преодоления тяжелого бездорожья. То есть полный привод повышает только...

Mercedes-Benz EQS будет глотать пыль. Раскрыта мощность суперседана BYD YangWang U7

BYD анонсировала суперседан YangWang U7 несколько дней назад без указания точной мощности – просто говорилось, что она превысит...